Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта

Функциональная грамотность

53


Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

​​1.Читательская грамотность ​Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
​2. Естественно-научная грамотность​ ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
​3. Математическая грамотность​ ​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
​4. Финансовая грамотность​ ​совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
​5. Креативное мышление ​способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
​6. Глобальные компетенции ​сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​


Нормативно-правовые документы федерального уровня

1. Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.
2. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
4. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.

Нормативно-правовые документы регионального уровня

  1. Распоряжение Департамента образования Владимирской области № 987 от 17 сентября 2021 года «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся».

  2. План мероприятий по реализации методической поддержки формирования функциональной грамотности во Владимирской области.
  3. https://viro33.ru/struktura/virtualnyy-metodicheskiy-kabinet/funktsionalnaya-gramotnost.php?sphrase_....

Нормативно-правовые документы школьного уровня

1.Приказ об  организации      работы     по      повышению   функциональной грамотности обучающихся школы в  2023-2024 учебном году.

2.План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся школы на 2022-2023 учебный год.

3.Чек-лист самодиагностики к формированию функциональной грамотности в школе.


Мониторинг оценки качества образования в школе PISA

PISA — пожалуй, самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, проводимый Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD).

Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003), в 2006 (PISA 2006) – 57, в 2009 и 2012 годах — уже 65 стран (PISA 2009 и PISA 2012), а в 2015 году — уже 72 (PISA 2015). Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем. Россия участвует в данном исследовании в 2024 году.


Портал функциональной грамотности

На платформе Министерства просвещения Российской Федерации функционирует портал «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» (далее — Портал функциональной грамотности). Портал функциональной грамотности размещён по ссылке https://fg.resh.edu.ru/,где для тренировки решения заданий  можно использовать задания из электронного банка заданий. Для использования образовательных ресурсов Портала ФГ необходима регистрация на образовательном портале «Российская электронная школа» по ссылке https://resh.edu.ru/

Банки заданий по функциональной грамотности

1.Банк заданий по функциональной грамотности

2.Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

3.Электронный банк заданий по финансовой грамотности

4.Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

5.Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

6.Банк заданий по функциональной грамотности

7.Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

8.Открытые задания PISA

9.Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

10.Примеры тестовых заданий международного исследования PISA  

11.Раздел ОГЭ ФИПИ

12.Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы

13.Библиографический список статей по формированию функциональной грамотности

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

1.ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

​2.Интенсив ЯУчитель 3.0

3.​Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

4.​Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

5.​Тест «Цифровые компетенции педагога» 

6.Методические материалы по функциональной грамотности

Методические рекомендации

1.Приемы и стратегии смыслового чтения как средство формирования читательской грамотности  школьников и повышения (Т.Х.Дебердеева)

2.ВЕБИНАРЫ  по различным аспектам формирования функциональной грамотности можно посмотреть на канале ВИРО33 в Youtube

3. Информационный буклет для педагогов по ФГ.

4. Информационный буклет для родителей по ФГ.

5. Информационный буклет для обучающихся по ФГ.

Мониторинг уровня функциональной грамотности

1.Итоги региональной оценки уровня сформированности ФГ по модели PISA-2020

2.Материалы по школам. (Указаны только коды ОО)

3.Информационный бюллетень ФИОКО